История Бродячей собаки

Возвращение «Бродячей собаки» стр.6

Нельзя не сказать несколько теплых слов об актере, режиссере Юрии Томошевском, основателе театра "Приют комедианта". Как выразился он сам, "Бродячая собака" - это его вторая жизнь. Действительно, его программы гармонично дополняют тот блистательный Петербург 1913 года, а в перспективе еще задуманный им фестиваль "Залай, бродячая собака", что принесет, думаю, много новых встреч, привлечет новые таланты. Наряду с такими классическими исполнителями, как И. Сасси и М. Савин, с их "Венком Серебряного века", Э. Скоморовская и С. Мудрецова, Е. Мусихина и другие, в "Собаке" проходят авангардные выступления: блюз-абсурд "Билли-бэнд", Л. Йонненберг - художник и поэтесса со своими стихами под музыкальное сопровождение и многие другие.

На одном из вечеров свои стихи и стихи любимых поэтов читал вице-спикер Государственной думы Владимир Лукин. Программу вел сам Даниил Гранин. Многие высокие гости, побывав в возрожденной "Бродячей собаке", дали ей высокую оценку, о чем были сделаны записи в "Свиной книге". Это Э. Рязанов, С. Бэлза, В. Мережко, В. Вульф, М. Розовский, Т. и М. Толстые и другие.

Ю.Томошевский
В коридоре "Бродячей собаки" стены расписаны автографами тех, кто не просто забегал в подвал, но активно участвовал в "собачей" жизни: Юрия Темирканова и Гедона Кремера, сделанные ими на фуршете по случаю открытия зимнего фестиваля "Площадь Искусств", рисунки Михаила Шемякина, когда он приходил еще в возрождающуюся "Бродячую собаку" и давал ценные советы по ее оформлению, роспись Елены Образцовой, сделанная ею на презентации вин и коньяков, названных ее именем, росписи Тимура Новикова, Анатолия Белкина, Геннадия Айги, Анатолия Васильева и других. Хотя мы не ставим задачу собирания автографов, но как бы стихийно, от души позволяем оставить на "собачьей" стене о себе память.

Предтечей "Бродячей собаки", как известно, являлось парижское кабаре "Черный кот". Когда наша "собачья жизнь" начала более-менее вырисовываться, пришла идея связаться с "Черным котом". Чтобы наладить эту связь, были выданы письменные полномочия нашим русским парижанам - художнику В.Лягачеву и его жене, журналисту-международнику Ю. Корниловой. В результате энергичных действий последней проект обрел реальную форму. Теперь это международный проект "Черный кот - Бродячая собака", который включен в официальную программу мероприятий, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта с графом Петром Шереметевым подписан договор о сотрудничестве с его культурным центром в Париже.
Первым мероприятием, организованным международным общественным фондом "Черный кот - Бродячая собака", стала презентация книги "Разговор на расстоянии" Геннадия Айги - экстраординарного представителя современного отечественного авангарда, являющегося одним из наиболее известных в мире российских поэтов. На его творчество несомненное влияние оказали авангардные поэты начала ХХ века, неоднократно посещавшие "Бродячую собаку" и выступавшие в ней - прежде всего, Владимир Маяковский и Велемир Хлебников.
С "Черным котом" Айги связан через поэтов, наследующих традиции французских модернистов и авангардистов, которых он переводил на русский язык и с которыми переписывался и дружил: Рене Шара, Пьера Эммануюля, Ива Боннфуа, Анри Мишо. Наши последующие планы - обмен рядом культурных программ, организация выставок и освещение художественной и культурной жизни двух стран - России и Франции.

Хочется выполнить обещание, которое в 1914 году дал С. Дягилев, побывав в "Бродячей собаке" - вывезти ее программы в Париж.
Большим архивом, относящимся к прошлому "Бродячей собаки" и материалами съемок, сделанных в период с 1989 по 2001 год и фиксирующих возрождение этого знаменитого подвала, располагает Российское телевидение, в чем несомненная заслуга шеф-редактора художественных программ Зои Беляевой. По предположению службы социологических исследований телевидения, серия передач "Бродячая собака", рассчитанная на самую широкую зрительскую аудиторию, должна иметь высокий рейтинг, так как в ней будут сниматься популярнейшие личности современной жизни России.

Второй Хунд-директор
В.А.Склярский (1946-2010)
Вот уже 17 лет я, за редким исключением, ежедневно спускаюсь под своды этого подвала. Меня зовет его энергетика. Здесь ощущается безмолвное присутствие его великих обитателей. Наш долг - возродить этот храм памяти всем тем, кто незаслуженно забыт своей родиной. Как говорил в этом подвале И. Северянин "надо помнить, что в России, кроме Пушкина, были Блок и Бальмонт и многие другие…"

Жизнь новой "Бродячей собаки" только начинается, и неизбежно будут и подъемы, и спады, удачи и скандалы, но ясно одно: нашему городу возвращен уникальный памятник культуры. И пока стоит Санкт-Петербург, этот подвал будет занимать в его культурной жизни особое место.