История Бродячей собаки

Возвращение «Бродячей собаки»

В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем…
— О.Мандельштам
Идея возрождения "Бродячей собаки" давно роилась в умах творческой интеллигенции Санкт-Петербурга. Но в советское время эта тема была под запретом, так как имена и судьбы тех, кто был связан со знаменитым подвалом, не укладывались в рамки идеологии советского общества. Редкие упоминания о "Бродячей собаке" в художественной литературе маскировались под другие названия.

В годы перестройки попытки восстановить ”Бродячую Собаку” делались неоднократно, но они были безуспешны. И только к 2001 году Склярскому Владимиру Александровичу с командой единомышленников удалось сделать невозможное. Как это было В.А. Склярский вспоминает в книге ”Бродячая Собака”.

Второй хунд-директор В.Склярский
Когда я в 1986 году впервые спустился в этот подвал, там даже не было исторических планировок, так как встроенное бомбоубежище полностью изменило облик подвала. Сам старый дом с его вторым двором, где был исторический вход, представлял жалкое зрелище и спускаясь по знаменитым ступеням вниз, трудно было представить, что когда-то здесь кипела жизнь и те, кто здесь бывал, сегодня составляют гордость России.
В моем кабинете замдиректора Михайловского театра с 1986 года собирались единомышленники по возрождению подвала «Бродячей собаки»: представители творческих союзов и вузов, общества охраны памятников, творческих вузов — те, кому интересна судьба возрождения этого памятника культуры Серебряного века. Изучали историко-архивные материалы.
Мнение специалистов по этой теме: подвал не возродить, так как поздняя планировка под бомбоубежище и последующее запустение сделали из подвала помойку (вода по колено, крысы размером с собак, антисанитария, комары). Словом, типичный запущенный ленинградский подвал.
Добиваемся у местных властей разрешение на аренду и начинаем подготовку документации на восстановление подвала. На удивление легко... Уже конец 80-х, и если раньше о "Бродячей собаке" даже нельзя было говорить, то сегодня это воспринимается с энтузиазмом и благословением на успех. Силами театров-студий «Гун-Го», «Формальный театр», «Комик-трест» и других, а также школьников из гимназии при Русском музее и студентов театральных вузов проводим первые субботники по расчистке подвала.
Становится ясно, что своим силами провести квалифицированные строительные и инженерные работы не получится, более того, требуется согласованная проектно-сметная документация (все-таки жилой дом), а для этого нужны деньги. Ищем «фармацевтов», чтобы вовлечь их в финансовое участие. Вспоминаю, как художник Сапунов в 1912 году пенял Пронину, первому хунд-директору "Бродячей собаки", «...Борис, не пускай сюда "фармацевтов" на что тот резонно отвечал: «Хамы, а кто платить будет?» Ясно, без «фармацевтов» не обойтись.

Памятуя печальный опыт Б. Пронина, который вынужден был искать «фармацевтов»еще в 1915 году и оставил подвал так же и по причине его маленьких размеров, я, второй хунд-директор, принимаю решение присоединить к исторической части подвала и другую, так сказать, нью-собаку, тем самым узаконив институт «фармацевтов»», создав зону их накопления - «фармацевтник», чтобы за счет него могла существовать демократическая историческая "Бродячая собака". Для этого нужно разобрать бомбоубежище, на что требуется разрешение. Наконец, после различных комиссий получаем Решение о списании бомбоубежища, как не соответствующего современным требованиям.


Е. Колчин, А. Запесоцкий
Начинаем полномасштабную разборку. В итоге общая площадь подвала "Бродячей собаки" будет в два раза больше исторической, это уже возможность коммерческой самостоятельности и независимости, о чем можно только мечтать, хотя и средств надо во столько же раз больше. 1991 год. Ветер перемен дошел и до нашего подвала. Первый Конгресс соотечественников, некоторые из них и не мечтали при жизни увидеть Родину. К нам приходит заявка от Конгресса соотечественниц, о проведении вечера памяти "Бродячей собаки"
Как раз только что восстановили историческую планировку, разобрав метровой толщины бетонные стены бомбоубежища внутри залов, проемы окон, вывезя огромное количество мусора. Создан оргкомитет по проведению первого вечера в «Бродячей собаке», почетным Президентом приглашаем Никиту Толстого, сына писателя Алексея Толстого, одного из создателей этого подвала. Времени мало, начало августа, осталось всего три недели. Надо декорировать подвал, дописать сценарий, осуществить постановку.
Обращаюсь к руководителю ЛИТО, которому уже дан приют в нашей «Собаке», — нашей замечательной поэтессе Н. Слепаковой с просьбой написать сценарий действа.

Она успешно справляется с задачей, главное быстро, но в этом помощь А. Ахматовой, так как в основе сценария — «Поэма без героя».
Ищем режиссера, Слепакова предлагает А. Болонина, главного режиссера театра «Остров», и он становится первым режиссером, который после В. Мейерхольда, Н. Евреинова, Саши Петера и других поставил, спустя почти восемьдесят лет, спектакль в «Бродячей собаке».
Артисты молодцы, в основном из театра Болонина. Для концертной программы приглашаем участвовать Т. Кабанову — исполнение А. Вертинского,"Колибри", Вадима и Наташу Фиссонов и других. Не дай бог, придут пожарные, СЭС, все закроют. Готовимся в тайне, при закрытых дверях. Мой главный соратник по возрождению «Бродячей собаки» Е. Колчин полон энергии и энтузиазма.