История Бродячей собаки

Возвращение «Бродячей собаки» стр.4

Удивительно, в мемуарной литературе по Серебряному веку есть много упоминаний различных авторов о "Бродячей собаке", но нет ни одного свидетельства главного устроителя этой "собачьей жизни" Б. Пронина, даже в воспоминаниях о нем мнения бывают противоположные: и восторженные и хулительные (наверно, это удел всех хунд-директоров "Бродячей собаки" - всем мил не будешь). Но не будем пенять Пронину, что нет дневников или они утрачены, ведь в то смутное время 20-30-х годов упоминания о "Бродячей собаке" и тех, кто с ней связан, грозило суровой карой.
Это я, второй хунд-директор, вынужден еще не отстоявшийся материал, информацию, мнения, слухи излагать на бумаге. Да, вынужден - издатель, как пес-волкодав кидается на меня, и нет ему дела, что не волк я по крови своей (то есть не писатель!), и для меня это тяжкий труд еще и потому, что здесь приходиться очень серьезно выбирать слова и быть непредвзятым в своем мнении, но все равно пусть меня читатель извинит, если что не так, может, время и будущие издания расставят все по своим местам.
Да, я теперь уверен, что "Бродячая собака" вернулась в свой город, знакомый до… (фу ты, это опять наши из подвала мне под руку!), вернулась навсегда, она нужна нам, это уже историческая достопримечательность, и пока жив последний петербуржец и облик города узнаваем, его дух не уничтожен, "Собаке" есть в нем место.
Нет, мы не собираемся в декадентском плаче стенать об ушедшем времени, но мостик из великого прошлого в настоящее мы должны перекинуть, ибо это поможет нам и идти вперед, и не делать губительных ошибок.
Сейчас главный вход в подвал - с угла площади Искусств и Итальянской. Чтобы попасть в старую "Бродячую собаку", надо пройти анфиладу залов "нью-собаки". Но исторический вход все же удалось отстоять, теперь он уже не во втором дворе, которого нет, а со двора по узкому коридору, но тот же дверной проем сохранили. Как говорят, весь цвет Серебряного века прошел через него, как сквозь игольное ушко. Этот вход мы будем использовать, как и раньше, для членов нашего Собачьего общества.
В первом зале от исторического входа устроили "Галерею славы "Бродячей Собаки"" с портретами тех, чьи творческие биографии неразрывно с ней связаны. Ряд далеко не полон, так как мы не смогли еще найти фотографии всех, кого хотелось бы здесь видеть. В основном театральном зале, за неимением средств, дизайн-оформление по Э. Кочергину и Ж. Вержбицкому не завершено, ограничились простыми деревянными скамьями вдоль стен, прямоугольными крашеными столиками и табуретками, но зато есть возможность трансформации пространства. Находившийся в этом зале камин давно уничтожен, с трудом удалось отстоять его родной дымоход, из которого - запах дыма 1913 года, восстановить камин пожарные запрещают. В комнате "друзей "Бродячей Собаки"" - сохраненный фрагмент росписи Н. Судейкина, воссозданная люстра-обруч, на стенах в рамах фотографии и повестки-программы "Бродячей собаки" тех лет. Это, а также старый сундук, найденный в доме и расписанный художником А. Светловым в стиле символизма, да собака (дерево, эмаль), выполненная из половой доски этого дома худ. Т. Мариненко, - вот и весь постоянный интерьер. Как и в той "Собаке" 1910-х годов, наш интерьер меняется в зависимости от проходящих здесь выставок художников и режиссерских замыслов постановщиков вечеров и программ.

В. Склярский. Интервью у "Красного домино"
Готовимся к официальному открытию, с главным режиссером Экспериментального театра А. Праудиным и актерами театра Ленсовета А. Новиковым и Г. Трауготом делаем программу, созываем гостей. Вечер проходит успешно; выступают с поздравлениями представители творческих союзов А. Чаркин, М. Чулаки, А. Петров, директор Русского музея В. Гусев, директор Эрмитажа М. Пиотровский, генеральные консулы в Санкт-Петербурге, от строителей - И. Найвальт, С. Будолак и другие. Э. Кочергин вручает нашему подвалу домового - выразительный сук дерева с сучком-глазом. В завершении программы мне в корзине дарят какого-то беспородного щенка, всем весело - мне не очень, я к собакам отношусь серьезно, бережно, надо пристраивать щенка, в результате он уже второй год счастливо живет у меня на даче с моим ротвейлером..

Итак, получены лицензии, другая разрешительная документация, набран штат, начинаются собачьи будни для нас, но для гостей это должен быть Праздник, тем более авторитет старой "Бродячей собаки" обязывает. Отказываемся от какого-либо арт-директора или так называемого художественного руководителя, так как и в старой "Собаке" их не было, и каждая программа готовилась теми, кто хотел сделать в "Бродячей собаке" событие: один вечер В. Мейерхольд, другой - Коля Петер или Н. Евреинов, или другие, выступления поэтов, творческие диспуты, выставки художников.

Галерея "Бродячей собаки". Как уже было сказано, интерьеры стен "Бродячей собаки" - это постоянно меняющиеся (раз в месяц, а то и чаще) выставки художников. Первая очередь была предоставлена театральным художникам, ибо они в основном составили славу той "Собаки". Итак, выставка ведущих театральных художников открывает новую "Собачью галерею": Э. Кочергин, М. Китаев, М. Азизян, А. Орлов, О. Саваренская, Е. Капелюш и другие.
За эти полтора года прошли персональные выставки таких замечательных художников, как З. Аршакуни, Э. Веленский, Н. Кахиани, Р. и А. Кварацхелия, В., В. и А. Лихачевы, Т. Мариненко, А. Нелюбина, Остап, Б. Пономарев, И. Тарасюк, Т. Чепургина, Е. Федина-Пенкрат, В. Фирер, А. Яковлева, О. Яхнин, перформансы Головко, М. Лукка, Мохова, Слободяника, дебюты учеников Леднева, выставка войлока наших и швейцарских художников, деревянные скульптуры Л. Усова, выставки детских рисунков.
Интересной и неожиданной получилась выставка "Писатели живописуют", где были представлены работы Е. Антипова, А. Битова, И. Бродского, В. Голявкина, В. Гаврильчика, С. Довлатова, В. Конецкого, Б. Констриктора, А. Пестрякова, В. Уфлянда и других.
Цикл "Поэтические среды", возрожденный в "Собаке", открыл поэт В. Соснора. За это время здесь выступили как маститые писатели, так и молодые дебютанты, прошли презентации книг и журналов. Надеемся, что следующий после И. Северянина легитимный "Король поэтов" вскоре будет провозглашен именно в "Бродячей собаке".
Первый музыкальный понедельник, в продолжение традиции, открыл замечательный петербургский композитор С. Слонимский. Об энергетике подвала. Все актеры и поэты, выступающие в исторической "Бродячей собаке", всегда отмечают подъем и силу внутреннего наполнения, которая им сопутствует…
Презентация книги "Барон и Муза" петербургского "Издательского дома "Коло"" - о Н. Н. Врангеле (младшем брате известного "черного барона") и самой сексапильной женщине "Бродячей собаки" Палладе Богдановой-Бельской. Один из авторов-составителей собирается прочесть стихи Врангеля: "Они интимны, сам барон никогда не читал их на широкой публике. Но так как здесь все свои - попробую". Начинает читать и в соседнем зале со стены падает и разбивается портрет Н. Врангеля. Все в шоке, испытывают неизъяснимое волнение.

Такой же мистический случай произошел на презентации телепрограммы ЛОТ В. Недошивина "Безымянные дома". Мы предоставили для просмотра нашу теле-видео аппаратуру, перед началом показа руководством ЛОТ было сказано несколько вступительных слов, в том числе весьма нелестно отозвались о жизни "великих" в подвале "Бродячей собаки". Начался просмотр: изображение хорошее, звук плывет, пресса и гости не могут понять текста. Сюжет завершился. Недошивин пеняет на качество нашей "собачьей" техники, я извиняюсь, но в то же время говорю, что после столь нелестных слов в адрес героев, в этих стенах иного не следовало и ожидать. Просмотр на грани срыва, решают: показывать дальше или нет, но есть необходимость показать еще несколько фрагментов, включают телевизор - все великолепно: и изображение и звук. Я тут же не преминул сказать, что только после заступничества и извинений перед духами этого подвала все встало на свои места. Это в притихшей аудитории прозвучало убедительно.
В главном историческом зале установили театральный свет и звук — и вот уже "Собака" становится площадкой для различных творческих изысков режиссеров А. Духовского, С. Колесникова, Н. Пивоваровой, А. Слюсарчука, Р. Смирнова, В. Тереля. Ю. Васильев успешно работает на нашей сцене с актером А. Баргманом, А. Янковский — с актером А. Лыковым (пьеса Клима "Я, не я, она и снова я"). Студенты мастерской В. Лобанова выступили в программе "Тэффи", Ж. Виленская представила проект "Мистический Петербург".

На "ура!" прошли в стенах подвала спектакли "Адреналин" "Комик-треста" В. Фиссона и "Гамлет-машина" "Формального театра" А. Могучего. Интересные вечера, на которых присутствовала вся музыкальная элита Санкт-Петербурга, организовал Андрей Петров. С большим успехом прошел вечер лютневой музыки в исполнении композитора Шандора Каллоша. Надо отметить, что лютня звучит в возрожденном подвале не первый раз: приношения "Бродячей собаке" из эпохи барокко совершили Анна и Антон Бируля, продемонстрировав виртуозную игру на редчайших старинных инструментах.