История Бродячей собаки

Возвращение «Бродячей собаки» стр.5

В традициях старой "Бродячей собаки" прошли дни культуры и искусства города Вологды в Санкт-Петербурге: у нас в подвале состоялись художественные выставки, музыкально-поэтические представления (со стихами Н. Рубцова, И. Северянина, Н. Клюева, А. Ремизова), спектакль по песням А. Вертинского "Мы - осенние листья", поэтический вечер с презентацией нового сборника стихов Леты Югай.

Трогательно прошла детская неделя, организованная Школой Искусств "На Васильевском", в программу которой вошли музыкально-литературная композиция "Зарисовки времени. Серебряный век", выставка художественных мастерских, вечер музыкально-хоровой миниатюры, музыкально-поэтический калейдоскоп, вокально-фортепианный вечер "Русская лирика". Все это происходило под сводами подвала в исполнении юных поэтов, музыкантов, художников. "Бродячая собака" стала непременным участником петербургских фестивалей "От Авангарда до наших дней", "Италия на Итальянской", "Международный мастер-класс", Зимнего фестиваля "Площадь Искусств" и других.

Граф П. Шереметев подписывает
договор о сотрудничестве
Великолепные серии камерных вечеров организовал артист балета и хореограф Михайловского театра (именно это название нынешнего Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского мне больше всего по душе) В. Аджамов, особенно юбилейный вечер главного балетмейстера театра Н. Боярчикова. Было огромное удовольствие видеть под низкими сводами подвала танцующих лучших солистов балета. Нужно высокое мастерство, чтобы в таких габаритах не разрушить рисунок танца и показать всю его выразительность. Сразу вспоминаются Т. Карсавина, О. Глебова-Судейкина, О. Спесивцева, Б. Романов, М. Фокин и другие, которые много лет тому назад показывали свое мастерство танца здесь, в "Бродячей собаке".

На вечере писателя-сказочника Сергея Раца его стихи органично вплетались в танцы, поставленные В. Аджамовым, для которого "Бродячая собака" стала как бы творческой лабораторией большого проекта "Летящий во времени". В "Собаке" показывали свои работы такие замечательные хореографы, как М. Большакова, Г. Ковтун, И. Шемякина. Интересный вечер-спектакль прошел с участием нашей знаменитой балерины Аллы Осипенко (костюмы В. Бухинника, хореография А. Кононова).

Ю. Темирканов и Е. Аристова
Много интересных оригинальных вечеров и презентаций книг было организовано неутомимым Н. Якимчуком. Не забыть душевный, красивый голос Н. Гоноховой, под аккомпанемент своей гитары исполнявшей песни и романсы вместе с мелодекламацией Л. Малеванной. Выступление И. Дмитриева с его известной программой "Свечи нагорели" имело колоссальный успех, чему немало способствовала аура самого зала, где как бы витали тени поэтов, чьи стихи звучали в "Бродячей собаке".
Ярко прошел вечер С. Юрского в честь вручения ему театральной премии "Золотая маска". После выступления он сделал запись в "Свиной книге". Вообще сложилась уже традиция, что все участники художественных проектов оставляют свои записи в этой "Свиной собачьей книге".
В ней есть автографы как крупных мастеров, так и дебютантов, впервые имевших честь выступать под сводами нашего подвала. Следует отметить, что для того, чтобы выступить или устроить выставку в "Бродячей собаке", необходимы письменные рекомендации авторитетов в соответствующей области искусства. Бывают ситуации, когда под программы приходится задействовать все залы, а их теперь пять.
Например, когда выступает "Формальный театр" Андрея Могучего или Владимир Аджамов с проектом "Летящий во времени", а также когда после открытия различных фестивалей, где "Бродячая собака" стала уже постоянным участником. У нас проходят дополнительные вечеринки для узкого круга, человек на 150, когда из больших залов после концерта приходят в подвал конфиденциально приглашенные. В таком же режиме работает "Бродячая собака" при закрытых программах.
Этакими призраками прошли несколько ночных программ "Потерянного кабаре", которые мы устроили вместе с энтузиастами К. Мухиным и Д. Рубиным. В наскоро создаваемом каждую ночь новом интерьере молодые артисты питерских театров после спектаклей приходили в "Бродячую собаку" и всю ночь, сменяя друг друга на маленькой сцене, выступали в ритме такого безостановочного театрального марафона. Думается, что эта интересная идея найдет свое продолжение. В 1914 году в "Бродячей собаке" состоялись первые публичные выступления в Санкт-Петербурге А. Вертинского, здесь он впервые примерил костюм Пьеро. Традиция проведения вечеров авторской песни также нашла свое продолжение, многие барды уже выступали в "Бродячей собаке".