История Бродячей собаки

Возвращение «Бродячей собаки» стр.3

А у нас с утра прорвало трубу, вода льется на наше убранство, до начала программы несколько часов. Цепочкой - я, Колчин, Болонин и другие - передаем ведра с водой наверх из подвала. Кажется, все пропало. Думаю, путч, может, участники Конгресса не приедут, но нам приходит подтверждение, что, несмотря на ситуацию, все будут. Незадолго до начала появляется наш первый почетный президент Н. Толстой. Вижу, не ожидал, думал, блеф - нет, доволен. Подтягиваются гости, вдоль фасада дома на площади и во дворе мы поставили огромные фото наших героев Серебряного века. Зал полон, столики покрыты крахмальными скатертями, хрусталь, вино, фрукты - все это нам предоставил наш первый "фармацевт" В. Ковалевский ("Швабский домик"), низкий ему поклон и другим пример.
Репетиции премьеры "Формального театра" А. Могучего в мансарде имели большой успех, было видно, что у театра далекие перспективы и до сих пор "Бродячая собака" - их дом, хотя они уже театр известный и у нас, и за рубежом, имеющий многие награды.
Помимо набирающей силу творческой жизни в мансарде, где уже в большом окне на площадь Искусств был подвешен красный фотофонарь, чтобы посвященные знали, куда идти, продолжалась работа в подвале. Надо было принять решение о дизайнерском оформлении.
Если с исторической "Собакой" вроде понятно (скромность убранства), то "фармацевтник" требует соответствующей подачи, чтобы господа "фармацевты" с уважением и радостью понимали, что искусство тоже требует денег. Объявляем конкурс на дизайн-проект, имели глупость собрать всех художников одновременно в подвале, рассказали о задачах, ситуации, пригласили принять участие в обсуждении.
Что тут началось (не буду называть Ф. И. О. именитых и не очень художников): "А ты кто такой, чтобы Судейкина с Сапуновым и Кульбиным здесь восстанавливать?", - это самые ласковые слова, с которыми обращались господа художники друг к другу. Было ясно, что явись сейчас сам Судейкин, ему бы тоже сказали "А ты кто такой?". Надо идти другим путем. Если ту "Бродячую собаку" в 1912 году оформляли самые талантливые театральные художники, то почему бы ни повторить ситуацию. В "Петербургском театральном журнале" появились первые "Рассказы бродячей собаки" Э. Кочергина, одного из ведущих театральных художников Санкт-Петербурга и России - вот, думаю, и знамение свыше.

Композитор А. Петров
Попросил у главного редактора М. Дмитриевской телефон Кочергина, звоню, объясняю идею и то, что денег практически нет, но Кочергин сразу согласился включиться в работу, хотя был очень занят, даже пригласил к сотрудничеству известного архитектора Ж. Вержбицкого, в то время проректора Академии художеств - это была удача! Кочергин и Вержбицкий с помощниками сразу включились в работу, мы долго обсуждали концепцию с учетом архивных материалов. Идея Кочергина и Вержбицкого была интересна, театральна, но с сохранением функциональных особенностей "Бродячей собаки" как театра-кабаре, кафе-бара, галереи. Было предложено снять штукатурку на сводах исторической "Собаки", так как все равно реставрировать роспись практически невозможно. Единственное, на чем я настоял: оставить фрагмент росписи, которую удалось расчистить, когда вели архивные исторические изыскания.

БСК И. Найвальт и С. Будолак
Но снова остановка. Над домом нависла огромная тень Балтийской Строительной Компании, которая взяла обязательства перед городом расселить дом и капитально отремонтировать. Сомнений в серьезности ее намерений у нас не было (серьезная компания, БАМ строила). Появившийся в доме представитель для решения вопроса расселения, полушутя-полусерьезно заявил, что они этих бродячих собак на БАМе от бытовок поленьями отгоняли, а уж эту и подавно. Но потому она и мощная компания, что там не дураки работают. Встретился я с президентом И. Найвальтом, начал разговор сразу с латыни: "Cave canem" говорю, что значит: "Бойся собаки", этот девиз "Бродячей собаки" 1912 года ставился в углу концертных повесток. Понял меня мудрый Найвальт, не зря у него теперь орденов и званий всяких не меряно и по заслугам, сколько одних церквей построил и отреставрировал, видно, Господь его на счет "Бродячей собаки", просветил. Короче, понял он, что загонять собаку в угол не стоит.
Составили мы с ним договор о сотрудничестве и сохранении того, что мы уже сделали, а если он чего порушит, то сам и исправит, а мы принимаем его сторону и, как верный пес, грызем всех, кто будет мешать капитальному ремонту дома. А мешать было кому: разные комитеты городские, бюрократы, волокита, еще некоторые жильцы дома организовали Товарищество собственников жилья, чтобы подороже свои квартиры отдать. В итоге четыре года из нашей "собачьей" жизни потеряли, это время я практически занимался технадзором и, как Цербер, охранял исторические планировки, своды, дымоходы, входы и все, что составляло "Бродячую Собаку". Надо отдать должное, БСК свое слово сдержала, и подвал был восстановлен, хотя есть недоделки, но где их не бывает.
Перед передачей наших помещений в капремонт делаем последний парад-инсталляцию с Э. Кочергиным, Н. Хмелевой и их учениками М. Луккой, Н. Серышевой-Гапоновой, Головко, Моховым и другими. В первом зале подвала строится на всей площади фанерный макет красного цвета крейсера "Аврора", над ним подвешены к своду портреты обитателей "Бродячей Собаки" 1912-1915 годов; второй зал - супрематизм в духе К. Малевича; третий зал - "красное домино" А. Белого, гипсовые маски В. Ленина и Аполлона; четвертый зал - Серебряный век - весь в сталактитах из бутылок, покрытых серебрянкой.
Бутылок более тысячи, собраны в основном из мастерских художников, в центре зала - мой разбитый рояль "Беккер"; пятый зал - Золотой век - все предметы в золотой пудре, много бутафории привезено из Мариинского театра: вазы, фрукты, чаши, столики дворцовые и другой аляповатый антураж. За столиком в малиновом пиджаке изображает "нового русского" сам автор - художник Головко. И так в каждом зале: художники - авторы инсталляций в придуманных ими же костюмах.
Разогрев приглашенных гостей начинается во дворе дома театром "Комик-трест": Н. Фиссон, Н. Кычев, И. Сладкевич во дворе завлекают гостей. Из окна квартиры второго этажа (уже расселенной) Вадим Фиссон, грозно ругаясь, изображает жильца, не желающего выезжать из дома, выбрасывает матрасы и всякую домашнюю рухлядь на головы своих актеров. Это с интересом наблюдают из своих окон еще не выехавшие жильцы. Перед входом в исторический подвал эстафету принимает театр "Зазеркалье". По сценарию главрежа А. Петрова делается вскрытие "Бродячей собаки"; хор, пение, музыка, наблюдающий за этим дирижер П. Бубельников с одобрением кивает.
Гости в основном свои - художники, артисты и прочая богемная публика. Актер В. Гордиенко проводит для гостей экскурсию по залам с остроумными шуточными комментариями под пение и музыку актеров театра "Зазеркалье", вовлекая в действо художников-оформителей и гостей. Последний парад удался, нас поздравляют и желают скорого возрождения. Через месяц в опустевшем и уже залитом водой подвале К. Набутов босиком проводит последнюю телесъемку для своей программы. Старый дом умирает, вспоминаются строки: "Все, кто блистал в 13 году, лишь призраки на петербургском льду...", "во втором дворе подвал, в нем приют собачий…" Второго двора не будет, но исторического входа не отдадим.
Конец 2000 года, капремонт дома идет к завершению, я уже со всеми подрядчиками БСК давно и близко знаком, хорошие ребята. Мои замечания по ведению работ в подвале принимаются, уже все знают, что это за "собака". Завершены строительные работы, и мы с Кочергиным, Вержбицким и другими специалистами приступаем к самому главному - дизайну. 7 декабря, в день рождения первого хунд-директора, решаем провести пробную программу, хотя интерьеры еще не завершены и ясно, что на полную реализацию дизайн-проекта денег не хватает. На вечер, посвященный памяти Б. Пронина, пригласили в первую очередь живущих ныне в Санкт-Петербурге потомков тех, кто составил славу "Бродячей Собаки". Это Пронины, Кульбины, Петровы, Евреиновы и другие. Вечер ведет С. С. Шульц (младший) - первый, кто написал отдельную книгу "Бродячая собака". В конце вечера в возрожденной "Свиной" книге почетные гости делают первые записи. Собака вернулась, она ожила!